РУС БЕЛ ENG

Равный обучает равного

Внедрение в образовательный процесс в ГУО «Средняя школа № 5 г. Бреста» подхода «Равный обучает равного»

«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.

Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.

Принципы реализации равного обучения

Реализация равного обучения осуществляется в соответствии  со следующими основными принципами:

  • этическое поведение участников программы  РОР;
  • уважение и защита прав человека, отсутствие дискриминации по

любому признаку по отношению ко всем участникам;

  • соблюдение гендерного равенства и конфиденциальности;
  • участие подростков и молодёжи во всех этапах внедрения  и реализации

программы равного обучения;

  • партнёрство с заинтересованными взрослыми и их опосредованное

участие в реализации программы на основе принципа РОР;

  • наличие устойчивой обратной связи участников программы РОР;
  • прогнозирование ожидаемых результатов от реализации программы, основанной на равном обучении и соответствующем

документировании;

  • мотивация всех участников программы;
  • использование точной, достоверной и беспристрастной информации;
  • использование стандартов РОР;
  • использование доступных ресурсов для повышения эффективности  

работы по реализации программы.

Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?

  • предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
  • формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
  • помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
  • формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
  • повышает уровень  компетентности в вопросах здорового образа жизни. 

Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.

Учащимся о принципе «Равный обучает равного»

Принцип «равный обучает равного» (peereducation) – принцип, при котором значимая информация передается через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров со сверстниками. Формат передачи информации может быть в виде обучающих занятий, семинаров, акций, бесед, тренингов и т.п. Сверстником в данном случае является член определенной группы, равный по возрасту другим членам этой группы. А равный - это человек, который принадлежит к той же группе по каким-либо признакам (возраст, состояние здоровья, образование, социальный статус, религия, вид деятельности и др.)

Принцип «равный обучает равного» используется во многих сферах - например, репродуктивное здоровье, планирование семьи, профилактика насилия, ВИЧ-инфекции, наркопотребления, навыки рационального питания и др.

Все мероприятия проходят интерактивно, т.к. используются различные методы работы: беседы; дискуссии; дебаты; мозговые штурмы; метод анализа историй и ситуаций; ролевые, деловые и коммуникативные игры; творческие конкурсы. 

Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?

Волонтерская деятельность способствует:

  • приобретению навыков ответственного и безопасного поведения,
  • направленного на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих;
  • повышению компетентности в вопросах здорового образа жизни;
  • активному использованию опыта;
  • обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
  • личностному росту и самопрезентации;
  • формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
  • общению, новым знакомствам;
  • росту самосознания молодых людей, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем, а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.

На базе нашей школы еженедельно проводятся занятия в рамках объединения по интересам «Волонтер среди сверстников». Учащиеся 8- 11-х классов с большим интересом посещают занятия по пятницам и субботам. Руководителем объединения по интересам является педагог-психолог, педагог-консультант равного обучения Коденская Татьяна Александровна.

"Как сказать НЕТ"

РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО

 

свернуть

Волонтерский отряд "Позитив"

 С 2009 года в школе работает волонтерский отряд "Позитив" по пропаганде здорового образа жизни среди сверстников. Мероприятия проводятся в различных формах, а с 2013 года ребята проводят тренинги.

 

Волонтерский отряд "Позитив"

 

Конкурс «Лидер нового поколения»

 

Работа отряда:

интерактивное занятие по самоохранительному поведению "Безопасное поведение. Поверь в себя".
Занятие вела студентка 1 курса факультета "Психология" Плаксина Валерия

 

Презентация проекта "Ступени"

свернуть